НИКОЛО ПАГАНИНИ

ПОДВИГ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ СВЯТОСТИ

Что же нового принес Николо Паганини в музыку, что нового подарил цивилизации?

Паганини действительно произвел переворот в скрипичном исполнительстве, да и в музыкальном мире вообще. В совершенстве освоив свой музыкальный инструмент, природу звука, он стал работать не только над совершенствованием своего мастерства, но и над совершенствованием самого инструмента. Натянув новые струны, изменив длину смычка, он значительно расширил возможности своего инструмента, скрипка, усовершенствованная Паганини запела совсем по-другому, по-новому.

Никто до него не помышлял о таких изменениях. Лишь спустя почти 150 лет после смерти Паганини, в конце 20-го века новаторы решились пойти его путем и стали добавлять к скрипке еще одну пятую басовую струну, расширив тем самым диапазон инструмента, и приблизив его звучание в басовом регистре к альту.

А тогда 200 лет назад скрипка звучала гораздо беднее. До Паганини были великие скрипачи и композиторы, создавшие монументальные мировые шедевры, знавшие в совершенстве возможности скрипки как инструмента, но Паганини произвел буквально революцию в скрипичном звучании. Именно Паганини впервые стал использовать весь диапазон скрипки, широко стал использовать технику двойных нот, полифонию, игру только на одной струне, пиццикато, флажолеты. До сих пор некоторые его произведения считаются неисполнимыми из за своей сложности.

Новаторские приемы, которые применял Паганини, оказали влияние на последующее развитие всей инструментальной музыки, не только скрипичной. Так Ф. Лист, после того как познакомился с творчеством Паганини, диаметрально изменил свое творчество и создал множество виртуозных произведений для фортепиано. Новаторство Паганини повлияло на отношение Листа к игре на инструменте – он решил также как Паганини освоить инструмент в совершенстве, и только после этого создавать новые произведения.

Паганини произвел революцию не только в исполнительском мастерстве. Никто до Паганини не мог разбудить столько эмоций, чувств у слушателей. В процессе концерта слушатели проживали буквально целую жизнь, новую жизнь, до сих пор им не знакомую, с огромным количеством страстей, радостей и трагедий. В то время лишь очень ограниченное количество людей могло жить "полной жизнью", наслаждаясь всем, что могла подарить им природа, природа человека, его тела, мыслей, чувств. Большинство людей не могли позволить себе роскошь наслаждения и страдания. Их удел был – выживание. Нищета, болезни, гнет государства, богачей, церкви не позволяли людям поднять голову, оторвать взгляд от серости бытия. Паганини впервые смог так тонко и вместе с тем полно и красочно воспроизвести чувства человека в музыке. Именно Он впервые смог так живо передать и запечатлеть эти чувства.

Hosted by uCoz